polyarinov (polyarinov) wrote,
polyarinov
polyarinov

Categories:

Тибор Фишер, "Коллекционная вещь" ("The Collector collector")

Тибор Фишер Коллекционная вещь рецензия

Об авторе: Тибор Фишер – английский писатель с венгерскими корнями. Дебютировал в 1992-м году романом «Under the frog». Роман отказались печатать 58 (пятьдесят восемь) издательств, а через пол года Фишер получил (за него же) премию Бетси Траск (25000 фунтов). Такая вот ирония судьбы.

О книге: Фишер – человек с уникальным воображением. Он умудряется извлекать остроумные сюжеты даже из самых, казалось бы, непригодных для смеха вещей: его первый эксперимент в этой области, роман «Философы с большой дороги» («Thought gang»), в свое время наделал много шума, Фишер превратил историю философии в руководство для грабителей банков. «Коллекционная вещь» продолжает традицию: в этот раз Т.Ф. вывернул наизнанку искусствоведение.
Книга построена на одном простом и гениальном допущении: главный герой здесь – не коллекционер и не искусствовед, все с точностью до наоборот: фарфоровая ваза – вот кто рассказывает нам истории из жизни своих хозяев. А их у нее было много, и все как на подбор: тираны, психи, невротики и просто моральные уроды.
Последний владелец вазы – женщина по имени Роза (хотя понятие «владелец» здесь условно – еще неизвестно кто кем владеет; и владеет ли вообще). Из отношений женщины и вещи, собственно, и вырастает сюжет: ваза стоит на полке, рассказывает о своем прошлом и, покрываясь пылью, наблюдает за тем, как ее новая хозяйка тщетно пытается наладить личную жизнь.

«Мне видна оборотная сторона людей. Причем вовсе не обязательно худшая. Такая, которую люди не хотят демонстрировать. При мне мужчины и женщины делают то, чего никогда не стали бы делать в присутствии домашних животных. В самом деле, кому захочется уронить себя в глазах любимого хомячка? К нам же, предметам неодушевленным, человеческие особи относятся с презрением и подвергают нас испытаниям, которые смогли бы перенести далеко не все хомяки».

Впрочем, не стоит ждать от «Коллекционной вещи» откровения, Фишер рисует слишком густыми красками – его история мира весьма условна, и на героев он всегда смотрит через кривые зеркала гротеска. К своим идеям и персонажам он относится довольно небрежно – и часто попросту транжирит хорошие задумки (так неумелый игрок в карты слишком рано использует козыри). Интересные и необычные ходы постоянно сверкают в ткани текста, проблема в том, что автор забывает прятать швы и рифмовать сюжеты. И грамотный читатель, отложив книгу, обязательно подумает: «вот если бы снизить градус клоунады, и заострить тему «вещь-владелец-вещь», то получился бы большой постмодернистский роман». Но Фишер – не Барнс, и ему явно не хватает инструментария, чтобы расширить книгу до размеров метафоры. Увы, свою «Коллекционную вещь» он рисует только одним инструментом – смехом.

И все же, если не судить так строго, то книга производит скорее хорошее впечатление – смеется автор очень заразительно и, кроме того, отлично чувствует иронию: ближе к финалу становится ясно, что единственный по-настоящему человечный персонаж в его романе – это… хм… фарфоровая ваза.
Сложно сказать, сознательно ли Фишер добивался такого эффекта, или сыграла свою роль инерция его таланта. Да и не важно.
«Коллекционная вещь» – роман-напоминание. Напоминание о том, что люди иногда бывают гораздо более «неодушевленными», чем окружающие их предметы.

Похожие книги:
Тибор Фишер "Философы с большой дороги"
Майкл Фрейн, "Одержимый"



Tags: рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments