polyarinov (polyarinov) wrote,
polyarinov
polyarinov

Categories:

Instagrammar-nazi



Первая в мире долговечная, устойчивая фотография была сделана 1826 году. Ее автор — французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс. Используя камеру-обскуру, он спроецировал вид из своего окна на цинковую пластину, покрытую слоем асфальта. Ньепс преследовал чисто научную цель, ни о каких эстетических и философских концептах он, конечно, не думал. И все же именно этот, самый первый оттиск стал своеобразной точкой невозврата — уже давно очевидно, что развитие фототехники, сама идея мгновенных изображений — проблема этическая в той же степени, что и эстетическая.
Вообще, спор о том, что было раньше, слово или образ, пожалуй, такой же старый, как спор о яйце и курице (есть, например, интерпретация мифа о Нарциссе и Эхо, где он символизирует образ, а она — слово). Но именно изобретение фотографии превратило «слово» и «картинку» в своего рода дихотомию, в проблему философии.
ХХ век стал веком изображений — быстрых, легких, мгновенных: место между глазом и ландшафтом прочно занял видоискатель, а матрица и диафрагма постепенно заменили людям органы зрения.
Фотографирую, следовательно, существую.
Подарив нам возможность останавливать/хватать мгновение, фотография забрала нашу память — точнее, вытеснила ее на пленку/на экран. И если раньше путешествие было способом познания мира, то теперь, — это, по большей части, поиски наиболее «клевого» ракурса. Лучше всех об этом написала Сьюзен Зонтаг: «Фотографирование удостоверяет опыт и в то же время сужает — ограничивая его поисками фотогеничного, превращая опыт в изображение, в сувенир» («О фотографии»)
Или вот еще прекрасное (оттуда же): «... В последнее время фотография стала почти таким же популярным развлечением, как секс или танцы, — а это значит, что, как всякой массовой формой искусства, большинство людей занимаются ею не в художественных целях. Она главным образом — социальный ритуал, защита от тревоги и инструмент самоутверждения».

В ХХ веке (во всяком случае — до перехода на цифру) фотография ценилась очень высоко — любой снимок был как бы доказательством момента: у каждого года есть свой представитель, самый характерный/харизматичный снимок. Но ближе к началу века двадцать первого, с появлением цифровых технологий и интернета сама идея фотографии-как-артефакта начала мутировать: изображений стало слишком много.

«Под лавиной изображений, которые некогда потрясали и возбуждали негодование, мы теряем способность реагировать. — Пишет Зонтаг. — Сострадание, которое нагружается без конца, немеет».

Интересно, что сказала бы Зонтаг об инстаграмме? И вообще — о современных медиа?

И ведь она была права — во всем: обилие изображений странным образом гасит/притупляет в людях способность эти самые изображения анализировать/воспринимать. Картинка или видео чаще всего не требует от зрителя почти никаких активных действий и аналитических усилий. Визуальная информация вызывает не только привыкание, но и зависимость — она как быстрые углеводы: яркий вкус и почти никакой пользы.

В 1826 году французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, используя невероятно сложную по тем временам технологию, сделал первый в мире стабильный фото-снимок — сфотографировал пейзаж за окном. И это очень иронично, потому что сегодня, спустя почти двести лет, во многом благодаря его изначальной идее люди вообще перестали выглядывать из окон.
И правда: зачем нам окна, если есть экраны?
-----

-----
А вот, собственно, первая в мире фотография — «Вид из окна» Жозефа Нисефора Ньепса:
1Ньепс вид из окна.jpg
Tags: отсебятина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments