polyarinov (polyarinov) wrote,
polyarinov
polyarinov

Category:

Марк Данилевский, «House of Leaves»



Год назад я уже писал об одной уникальной книге — о "Дереве кодов" Джонатана Сафрана Фоера. Фоер решил провести эксперимент: он взял за основу повесть польского писателя и художника Бруно Шульца «Улица Крокодилов» и полностью переосмыслил/переработал ее, или, точнее, разрушил текст до основания и собрал заново, используя повторы слов и смыслов, которые торчат/просвечивают сквозь прямоугольные дыры из соседних страниц, как блоки в Тетрисе.
Резултат впечатляет
— страницы книги выглядят вот так:

Дерево кодов Фоер 1


Чисто технически создать такую книгу (пересечение — или скорее столкновение — литературы и визуального искусства) настолько сложно, что Дж. С. Фоеру так и не удалось найти издателя в Америке. Никто не знал, как вообще возможно сделать такое. В итоге лишь одно — бельгийское! — издательство «Die Keure» согласилось напечатать его «роман».
Так вот, «Дерево кодов» — не единственная книга, в которой типографские приемы стали частью нарратива. В 2000 году американский писатель Марк Z. Данилевский опубликовал роман «Дом листьев» (House of Leaves), от обычных, классических романов книга Данилевского отличалась тем, что здесь шрифты и слова на бумаге стали важной частью нарратива.
Например, для описания белого экрана телевизора Данилевский использует прием максимальной разрядки текста — он просто вставляет в книгу пустую страницу, затем — меняет технику: буквы начинают сползать по странице вертикально, и слово «веревка» приобретает форму веревки; а предложение, в котором автор описывает замочную скважину, становится скважиной.
Иные фрагменты надо читать с помощью зеркала, а те, где речь идет о лестницах
в
буквальном
                смысле
                           складываются
                                                в
                                                  лестницы.
И еще много-много-много всего — 736 страниц изобретательного типографского хулиганства. В этом смысле Данилевский даст сто очков форы любому Павичу: ощущения героев он передает с помощью движущихся строчек: чтобы заставить вас чувствовать безумие, автор уплотняет шрифт, строчки наползают друг на друга, делая текст почти нечитаемым; тот же прием с головокружением или падением — строчки качаются и распадаются на отдельные слова.
Читать все это очень тяжело, странно, иногда больно, — и в то же время невероятно увлекательно.



На сюжетном уровне «Дом листьев» — роман-матрешка. Тут есть ядро — история жизни фотожурналиста, Уилла Нэвидсона, который, в лучших традициях романов-ужасов, с семьей переезжает в старый дом в штате Вирджиния. Он расставляет в доме камеры, его цель снять документальный фильм о своих детях. Через какое-то время он замечает, что дом ведет себя странно, «внутри он гораздо больше, чем снаружи», в нем появляются новые коридоры, винтовые лестницы, огромные пространства пустоты (этот мотив, кстати, напоминает сюжет рассказа Кржижановского «Квадратурин»). И Уилл пытается измерить этот дом, нанимает людей, чтобы исследовать его подвалы и доказать всем (и самому себе), что не сошел с ума, что дом действительно живой.
Эта история — ядро романа. Вокруг ядра автор запускает еще несколько нарративов.
Следите за руками: еще один персонаж, Джонни Труант, тату-мастер, наркоман и сумасшедший находит теоретическую работу «The Navidson Record», посвященную документальному фильму Уилла Нэвидсона; автор работы — некий Зампано (Zampanò), слепой киновед.
В итоге мы получаем книгу-матрешку: история Нэвидсона, заснятая на пленку (на самом деле нет), и некий киновед Зампано пишет комментарий к этой истории, потом приходит Джонни Труант (и еще целый выводок редакторов) и комментирует комментарий.
Сам по себе роман структурно очень похож на тот самый дом из листьев — внутри он гораздо больше, чем снаружи. Количество типографских причуд, сносок и комментариев здесь переходит все разумные границы (и в этом плане он легко даст фору Дэвиду Фостеру Уоллесу), и потому чтение его часто похоже скорее на распутывание морского узла или попытку выбраться из оптической иллюзии Мариуса Эшера (отсылки к Борхесу также в ассортименте). Но именно это и делает «Дом листьев» таким притягательным: сегодня, в эпоху победившего твиттера, такие сложные, комплексные и замороченные книги, в которые можно убежать и блуждать по их лабиринтам, — большая редкость.
Даже не верится, что это дебютный роман.









Еще на эту тему:
Иен Макьюэн, "Sweet tooth (Сластена)"
Сигизмунд Кржижановский, "Возвращение Мюнхгаузена"
Джонатан Сафран Фоер, "Полная Иллюминация"
Дэниел Киз, "Таинственная история Билли Миллигана"
Орхан Памук, "Меня зовут красный"
Tags: рецензия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новый роман + новый выпуск подкаста

    Друзья! На Book24 уже появился предзаказ моего нового романа "Риф". По очень демократичной цене 407 руб. Более того: как мне сказали в…

  • Новый тираж "Почти двух килограммов слов"

    Теперь о важном: новый тираж "Почти двух килограммов слов" уже развозят по магазинам, а Bookmate сделал специально для моих читателей…

  • Морские чудовища на картах

    Прочел книгу Чета ван Дузера "Морские чудовища на картах", такая, знаете, научно-популярная работа об искусстве картографии Средневековья…

  • Выступления в Красноярске

    BRKNG: Друзья! 1 ноября выступаю в Красноярске, аж два раза. Сначала на КРЯККе, затем в книжном «ПродаЛитЪ». Расписание такое: 1) на…

  • Премия "НОС"

    ​​Друзья! На сайте премии НОС открыли зрительское голосование за книги из лонг-листа, в том числе и за "Центр тяжести", вы знаете что…

  • Платоновский фестиваль

    Друзья, В субботу, 8 июня, в 16:00 я выступаю на Платоновском фестивале в Воронеже. Приходите!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Новый роман + новый выпуск подкаста

    Друзья! На Book24 уже появился предзаказ моего нового романа "Риф". По очень демократичной цене 407 руб. Более того: как мне сказали в…

  • Новый тираж "Почти двух килограммов слов"

    Теперь о важном: новый тираж "Почти двух килограммов слов" уже развозят по магазинам, а Bookmate сделал специально для моих читателей…

  • Морские чудовища на картах

    Прочел книгу Чета ван Дузера "Морские чудовища на картах", такая, знаете, научно-популярная работа об искусстве картографии Средневековья…

  • Выступления в Красноярске

    BRKNG: Друзья! 1 ноября выступаю в Красноярске, аж два раза. Сначала на КРЯККе, затем в книжном «ПродаЛитЪ». Расписание такое: 1) на…

  • Премия "НОС"

    ​​Друзья! На сайте премии НОС открыли зрительское голосование за книги из лонг-листа, в том числе и за "Центр тяжести", вы знаете что…

  • Платоновский фестиваль

    Друзья, В субботу, 8 июня, в 16:00 я выступаю на Платоновском фестивале в Воронеже. Приходите!